Раз, два. Фредди заберет тебя!

 / 31.10.2021

В преддверии Хэллоуина разберем все легендарные хорроры Уэса Крэйвена цикла «Кошмар на улице Вязов». 

 

 

 

 

«Кошмар на улице Вязов»: Ремейк.

 

Киностудия Platinum Dunes в нулевых клепала ремейки хоррор-классики, прямо не отходя от кассы. Ответственность пересказать оригинальный «Кошмар на улице Вязов» на новый лад в 2010-м году взвалил на себя Сэмюэл Байер, толковый рекламщик и прекрасный клипмэйкер, на счету которого тогда значились довольно знаковые работы (от грандиозной Coma White Мэрилина Мэнсона до культового ролика к нирвановской Smell Like Teen Spirit). В свои лучшие моменты ремейк Байера выглядит как минимум впечатляюще. Особенно авторам удался в ленте энергичный монтаж с микроснами — кратковременной отключки сознания в результате депривации, которую переживают тут страдающие от недосыпа главные герои. В свои худшие моменты, увы, новый «Кошмар» производит впечатление ленивого пересказа событий оригинального фильма, в котором мало что, в сущности, работает: хорошему актеру Джеки Эрл Хэйли в образе Фредди решительно не хватает обаяния, неизвестной на тот момент Руни Маре — присущей для «final girl» харизмы, а авторам картины — банального умения пугать зрителя чем-то, кроме чудовищного CGI и нескончаемых джампскеров.

 

 

 

 

 «Кошмар на улице Вязов 6: Фредди мертв».

 

К шестой серии авторы франшизы про Фредди Крюгера пришли к неутешительному выводу: с Фредди пришла пора прощаться. Убивать неутомимого маньяка с улицы Вязов была призвана опытная Рэйчел Тэлалей, будущая создательница «Танкистки», которая на тот момент числилась в продюсерах третьей и четвертой серии. Съемки «заключительного» фильма пришлись на 1991 год, когда зритель был намертво прикован к телеэкранам «Твин Пиксом». Тэлалей, как она позже признавалась в монументальном документальном фильме «Больше никогда не спи», пыталась в шестой серии подружить слегка отмороженный линчевский кэмп с эстетикой комикса. Получилось, честно говоря, довольно смешно, но ни капельки не страшно. Уже на первых минутах Фредди Крюгер влетает в кадр на метле, словно злая ведьма Запада из «Волшебника страны Оз», отмачивая свои фирменные гэги. Бесконечная череда уан-лайнеров во «Фредди мертв», пожалуй, делает из шестой серии тот редкий фильм франшизы, во время просмотра которого хочется, чтобы Фредди действительно, наконец, уже заткнулся и благополучно сдох.

 

 

 

 

 «Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна».

 

В пятой части выжившая Элис из предыдущей серии готовится к рождению первенца, но вскоре обнаруживает, что в сознание ее еще не родившегося ребенка пожаловал старый знакомый в красно-зеленом свитере. «Дитя сна» поставил талантливый британец Стивен Хопкинс (спустя год он, кстати, снимет сиквел «Хищника»). Хопкинс наполняет фильм густой готической атмосферой, но претерпевает фиаско по части сюжета. Картина, к сожалению, делалась в условиях производственного ада. Сценарий неоднократно переписывался: от первоначальной версии скрипта практически ничего не осталось; от второй версии сценария осталась лишь половина. Полировать детали сюжета позвали в итоге уже третьих авторов, а окончательный вариант всего лишь за несколько дней до начала съёмок собрал один из отцов франшизы, продюсер Майкл Де Лука. «Дитя сна» — наверное, не худший фильм серии. Между строчками написанного на коленке сюжета можно разглядеть немало интересных идей (от генезиса зла до прерывания беременности). Фильму, увы, с самого начало не везет. Последний же гвоздь в гроб рожденного в муках «Дитя сна» забивает беспощадная Американская ассоциация кинокомпаний MPAA, самый страшный голливудский монстр, с подачи которого чуть ли не все сцены смерти в фильме были урезаны, чтобы избежать рейтинга « NC-17».

 

 

 

 

 «Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар».

 

Хэзер Лэнгенкэмп, исполнительница роли Нэнси из первого и третьего «Кошмаров», в конце 90-х засветилась в довольно популярном американском ситкоме «10 из нас». Когда сериал закончился, актрису стал преследовать полоумный фанат, изводивший девушку телефонными звонками и даже угрожавший ей физической расправой, если новый сезон его любимого сериала не вернется на телеэкраны. Испугавшаяся за свою безопасность Лэнгенкэмп тогда временно переехала из Лос-Анжелеса в Лондон, а узнавший о сталкере Уэс Крэйвен, как и подобает большому художнику, вдохновился и дописал сценарий «Нового кошмара», заготовки которого хотел реализовать еще в третьей серии цикла. Седьмой эпизод франшизы в очередной раз прощается с Крюгером, но теперь в формате замороченного постмодернистского мета-фильма: пока Лэнгенкэмп играет тут саму себя (молодую голливудскую звезду на съемочной площадке популярной хоррор-франшизы), Крэйвен стирает зыбкие границы между сном, реальностью и кино, тоже своего рода иллюзией, порождающей монстров. В «Новом кошмаре» не все приемы работают так же отлаженно, как в последующем несколько лет спустя крэйвеновском «Крике», но оригинальности, надо признать, фильму не занимать.

 

 

 

 

 «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди».

 

«Месть Фредди» принято снисходительно поругивать — в основном, из-за того, что Фредди Крюгер в сиквеле плюет с высокой колокольни на придуманные Уэсом Крэйвеном правила. Маньяка-убийцу, который довольствовался в оригинале ночными кошмарами, во второй части уже мало что сдерживает. В одной из сцен, например, Фредди устраивает довольно упоительную резню бодрствующей молодежи, развлекающейся на вечеринке у бассейна. За последние десять лет, впрочем, отношение к картине кардинально поменялось. «Месть Фредди» все чаще можно встретить в топах самых смелых хорроров 80-х и, как ни странно, классики квир-кино. Создатели сиквела долгие годы неубедительно отнекивались от гомосексуального подтекста «Мести Фредди», невежливо сваливая все на исполнителя главной роли Марка Паттона, сексуальная ориентация которого мало для кого была в Голливуде секретом. В интервью для журнала «Attitude» Роберт Инглунд, впрочем, признался, что в фильме определенно был заложен двойной смысл: кастинг визжащего во всю глотку Паттона не был случайностью, а Фредди фактически был проявлением внутренней борьбы Джесси, подавленная сексуальность которого выступает в фильме самым страшным монстром.

 

 

 

 

 «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна».

 

Фанаты серии «Повелителя сна» не очень жалуют. Но, в общем, несложно догадаться, почему именно четвертая часть стала одним из самых главных коммерческих успехов в истории франшизы. Выход четвертого «Кошмара» пришелся на развернувшуюся в Голливуде забастовку Гильдии сценаристов. Шоу, однако, должно было продолжаться. В режиссерское кресло «Повелителя сна» студия посадила мало кому известного постановщика Ренни Харлина, многообещающего финского визионера, призванного своим уникальным стилем немножко отвлечь зрителя от дырявого сценария, что писался прямо в процессе съемок. Харлин снял фильм так, словно это не хоррор, а дорогущий видеоклип для MTV. К четвертому эпизоду Фредди Крюгер окончательно утрачивает репутацию бугимена и становится главной поп-звездой современности. Смысла здесь чуть поменьше, чем обычно, но глаз по-прежнему не оторвать (где еще увидишь сцену, в которой Фредди Крюгер воскресает после того, как собачка помочилась на его могилу). За кадром звучат модные Blondie и стремительно завоевывающая поп-чарты Шинейд О’Коннор, в прицеле камеры — очень красивые подростки, которых Крюгер кромсает в клочья с завидной изобретательностью. «Повелитель сна», несмотря на все его сюжетные просчеты, в итоге вышел одним из самых ловких и энергичных фильмов франшизы. А Харлин, в свою очередь, стал чуть ли не самым известным выпускником с улицы Вязов, которому уже спустя год доверили снимать сиквел «Крепкого орешка».

 

 

 

 

 «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна».

 

События третьей части происходят через шесть лет после первого появления Фредди Крюгера. Теперь бессмертный злодей из ночных кошмаров обращает внимание на семерых детишек во главе с суицидальной Кристен (дебютная роль Патрисии Аркетт), заключенных в психиатрической лечебнице. На помощь подросткам приходит Нэнси Томпсон, отважная специалистка в области психиатрии, знающая о Фредди не понаслышке. Над сценарием «Воинов сна» корпели Уэс Крэйвен, Брюс Вагнер, Фрэнк Дарабонт и поставивший картину Чак Расселл. Надо признать, именитым авторам удалось создать продолжение, ничем не уступающее мрачному оригиналу. Мир снов в третьей части становится более причудливым и гротескным, Фредди обретает дико любопытную сюжетную линию со своей матерью (изнасилованной монахиней Амандой Крюгер), а главным героям, наконец, приходится действовать не по одиночке, а в команде. Если вдруг вам попадется кто-то, до сих пор считающий, что не бывает идеальных сиквелов, пните невежду и отправьте его пересматривать «Воинов сна». Для поколения подростков 80-х «Кошмар на улице Вязов 3» — это примерно, как «Гарри Поттер» для тинейджеров из 90-х, во всех смыслах грандиозное подротсковое фэнтези о дружбе, противостоянии злу и силе собственного воображения, которое способно свернуть горы.

 

 

 

 

 «Кошмар на улице Вязов».

 

Идея самого первого и, пожалуй, страшного фильма впервые пришла в голову Уэсу Крэйвену в 1978 году, когда он прочитал в «Los Angeles Times» несколько статей, рассказывающих о массовом явлении, наблюдавшемся в США среди беженцев из стран Южной Азии: мужчины в возрасте от 19 до 57 лет были до того были настолько напуганы войной и геноцидом, что их из ночи в ночь преследовали ночные кошмары. Кто-то из них даже умер во сне, после чего медицинские авторитеты придумали «азиатский синдром смерти». «Кошмар на улице Вязов» стал первым серьёзным проектом молодой компании «New Line Cinema». В разгар съёмок студия оказалась в финансовом кризисе. Дистрибьюторы отказались от финансирования картины — актёрский состав и съёмочная группа почти две недели снимались, не получая при этом ни цента. К счастью, никто тогда не покинул съёмочную площадку, и будущий классический хоррор был снят за рекордные 32 дня. Что было дальше, рассказывать, пожалуй, излишне. Маньяк-убийца с острыми металлическими лезвиями на кончиках пальцев стал главным ночным кошмаром для впечатлительных подростков, их встревоженных родителей и нескольких поколений хоррор-фанатов, для которых с 1984 года каждое появление Фредди на экране подобно инъекции адреналина в сердце — после такого уснуть действительно не так уж просто.

 

 

 

 

Новость предоставлена сервисом Filmz.ru: Настоящее кино